Кассовый разрыв

Однажды, услышав термин «кассовый разрыв», я как руководитель, пытающийся закрыть свои пробелы в знаниях по бухгалтерии, сразу же заинтересовался тем, что же он обозначает. Оказалось, что данное событие является весьма распространённым и оно как раз больше к области управления и руководства предприятием, нежели к бухгалтерии.

Почему? Да потому что бухгалтерия и финансовая часть вашего бизнеса – не всегда одно и то же. Да, звучит довольно таки странно, но эти два понятия на практике не всегда совпадают. Бухгалтер, даже очень хороший, может и не знать все скрытые расходы вашего предприятия. Особенно такое распространено среди начинающих предпринимателей и представителей бизнеса средних размеров. Хотя мне известны примеры такого и среди довольно таки крупных компаний с миллиардными оборотами. Правда, они все уже закрылись.

Вряд ли Вы сможете найти бухгалтера, который не спит ночами из-за того, что думает о рентабельности Вашего бизнеса и рационализации финансовых расходов. Лично я работал с десятками представителями данной профессии и ни один из них подобным не страдал. Да это и правильно. У бухгалтера немного другая функция – отчёты, платежи, налоги и т.д. А ведать о финансовых потоках и оттоках – Ваша прямая обязанность как руководителя. А если Вы, этого делать не будете, то и начинают появляться финансовые разрывы. И это первый признак того, что расходы больше чем доходы и возможно Ваш бизнес уже начинает работать в минус. Хотя Вы ещё об этом не догадываетесь.

Да, чем больше обороты и предприятия и больше контрагентов, тем больше времени, предприятие может позволить себе работать в убыток, при этом показывая вполне приемлемые бухгалтерские отчёты. Вот только денег почему то в кассе нет. Известно об этом же становится только тогда, когда кредиторы выстраиваются в ряд. Откуда мне об этом известно? ДА потому что сам через такое же проходил. Правда, вовремя спохватился и принял ряд мер, которые помогли избежать негативных последствий.

В большинстве источниках, кассовый разрыв – временная недостача денежных средств на погашение задолжностей. И тут у меня сразу вопрос - а что значит временная? Ведь если предприятие или предприниматель не может погасить своих задолжностей вовремя, то они как бы немножечко или временно банкроты? Каков точный период этой самой временной недостачи денежных средств?

Кассовый разрыв – это не просто, когда доходы меньше чем ваши расходы. Главная опасность кассового разрыва в том, что когда вы узнаёте о нём как руководитель, то может быть слишком поздно. Литературы про кассовый разрыв в интернете – несчётное множество. Проблема в том, что в основном всю подобную ересь пишут бизнес – консалтеры, которые в жизни нигде не работали, кроме как в своих консалтинговых агентствах. А им следовало бы пойти на практике отработать свои теоретические познания в предпринимательстве. Например, для начала печь пирожки и продавать их на улице.

А одна фраза, у меня как у учредителя вызвала по меньшей мере нервный тик и смех до коликов в животе. «В целях покрытия финансовых разрывов, учредители оказывают безвозмездную финансовую помощь» Это выражение стоит того, что бы разобрать его детально. Я вложился в бизнес, что бы зарабатывать деньги и получать прибыль. Но оказалось, то ли управляющий директор не справился со своими обязанностями, то ли сам я туп, ленив и безнадёжно наивен, но теперь вместо прибыли имею долги. И что бы окончательно подтвердить свой статус полного идиота, закрою эти долги с продажи, полученного только что мной бабушкиного наследства.

Объясняю почему такого делать ни в коем случае нельзя. Любой бизнес это система. И если в ней заложены какие либо ошибки и недочёты, то кассовый разрыв является как раз их проявлением. Он сам никуда не исчезнет, а будет только расти с каждым новым месяцем. Глупо и наивно полагать, что это случилось только один раз. Но вот в стране кончится кризис, подорожает нефть, а президент избавит страну от коррупции и всё сразу хорошо. Не станет! Если Вы уже столкнулись с кассовым разрывом, первое что необходимо сделать – это найти место, в котором этот разрыв происходит.

А теперь, о том, как это сделать. Плохая новость в том, что волшебной пилюли не существует, а деньги которые вы потратите на дополнительный аудит и привлечение псевдоспециалистов, скорее всего никаких положительных результатов не принесут. Только увеличат растраты и сделают кассовый разрыв ещё больше. Хорошая новость в том, что Вы сможете сделать всё это сами. Правда, для этого придётся поднять свою задницу с дивана и начать напрягать мозги. Но результат не заставит себя ждать.

Необходимо посчитать, проанализировать и систематизировать все расходы. Но не просто посмотреть бухгалтерские отчёты и банковские выписки, а действительно ежедневно проверять трату по каждой статье. Бензин, ремонт авто, чай и печеньки в офис, канцелярия, строительные материалы и т.д. Лично я пришёл к тому, что необходимо учитывать даже рабочее время, ведь оно тоже стоит денег.

Ведите данные в EXEL таблице, систематизируйте и разбейте расходы по статьям или отделам. Затем сравните эти данные с аналогичной таблицей доходов и обнаружите несовпадения. К примеру, только благодаря этому, я смог обнаружить что один отдел в моём предприятии, хоть и приносит большую часть доходов, но затраты на его содержание уже давно превышают, приносимую им прибыль.

После этого, необходимо ввести в обязательное правило, фиксацию каждого расхода тем лицом, которое его назначает или производит. Как правило, это руководитель отдела. Эти записи должны дублироваться в бухгалтерии и дополнительно контролироваться лично Вами, как руководителем или учредителем. В моём случае, осуществить это помогла ЦРМ система управления предприятием, которая разрабатывалась и создавалась мной и программным отделом. Имея такую статистику доходов и расходов, я уже могу планировать финансовую жизнь предприятия и оперативно предпринимать меры для корректировки. И самое важное, прекратите сами таскать бесконтрольно деньги из кассы предприятия! Если даже предприятие полностью Ваше, то его кошелёк Вам не принадлежит. Выучите это! Если необходимо, то поставьте себя на зарплату, а прибыль сможете взять только после того, как закроете текущие задолжности. Да это самое сложное, ведь надо новый айфон подарить любовнице, жене машину поменять, а детей отправить отдыхать куда нибудь в европу. Как показывает практика, основная причина любого кассового разрыва – это сами учредители. И не спрашивайте, откуда я это знаю.

Это на сегодня всё, желаю вам удачи в бизнесе и да пребудет с Вами сила.

@vadimkrotenko

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с условиями хранения персональных данных.